Безопасность в Internet- Intranet



         

Правовые аспекты


Данный вопрос достаточно сложен для того, чтобы подробно рассмотреть его со всех сторон. Постараюсь вкратце коснуться основных моментов. Одно из первых упоминаний о электронной цифровой подписи в отечественных законах приведено в Гражданском Кодексе (ст.160, п.2), согласно которому при совершении сделок допускается применение ЭЦП лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашениями сторон.

В 1995 году был принят Федеральный Закон "Об информации, информатизации и защите информации". В пункте 3 статьи 5 говорится, что юридическая сила документа может подтверждаться электронной цифровой подписью. При этом "юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи установленного режима их использования". Однако "право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи осуществляется на основании лицензии" (п.4).

Можно заметить, что и Гражданский Кодекс и Закон "Об информации, информатизации и защите информации" лишь подтверждают возможность применения ЭЦП, но никаким образом не регламентируют случаи и порядок ее использования. Эти задачи возлагаются на дополнительные правовые акты. Однако, никаких подзаконных актов, кроме наделавшего много шума Указа Президента № 334 от 3 апреля 1995 года, до сих пор не разработано. В Государственной Думе давно ждут рассмотрения Законы "Об электронном документе" и "Об электронной цифровой подписи". Но рассмотреть их планируется не ранее конца текущего года. А если учесть предстоящие выборы, то можно с уверенностью сказать, что о данных законопроектах заговорят не ранее 2000 года. Поэтому необходимо заметить, что для обеспечения юридической значимости цифровой подписи необходимо, чтобы в договоре об обмене электронными документами между сторонами была обязательно расписана процедура "порядка согласования разногласий". Без этой процедуры суд вправе не принимать в качестве доказательства документы, подписанные электронной цифровой подписью (Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 августа 1994 г. № С1-7/ОП-587).

В Указе Президента от 3 апреля, в п.2 говорится о том, что использовать в информационно-телекоммуникационных системах средства ЭЦП, не имеющих сертификата Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ), запрещено. Однако самое большое противоречие вызывает пункт 4, в котором запрещается деятельность нелицензированных ФАПСИ юридических и физических лиц, связанных с разработкой, реализацией, производством и эксплуатацией шифровальных средств (в т.ч. и систем цифровой подписи). Т.е. согласно данному пункту запрещено использовать системы цифровой подписи даже в домашних условиях. Однако статья 6 Закона "Об информации, информатизации и защите информации" говорит о том, что собственник информационного ресурса имеет право сам устанавливать правила защиты своей информации.

Известны и другие противоречия в законодательстве, связанном с цифровой подписью. Разрешить некоторые из них трудно без участия квалифицированных юристов. Хочется надеяться, что в ближайшие годы будут устранены имеющиеся правовые противоречия и разработаны новые законодательные акты, в полной мере удовлетворяющие требованиям пользователей и веяниям современных информационных технологий.

Хочется отметить работы, ведущиеся в этой области в Ассоциации Документальной Электросвязи. Во-первых, в Комитете по защите информации ведутся работы по реализации защищенной электронной почты X.400, невозможной без ЭЦП. Работы в области правового обеспечения ЭЦП ведутся также в Комитетах по электронному ведению бизнеса и Комитете по стандартизации.




Содержание  Назад  Вперед